Тема свободы в лирике А. С. ПУШКИНА План сочинения
I.«Свобода» — ключевое понятие творчества Пушкина:
1)свобода как социальный, политический, философский и нравственный идеал поэта (понимание свободы распространяется на все жизненные состояния человека; наличие свободы определяет целостность жизни);
2)переосмысление понятия свободы на различных этапах жизни и творчества поэта (изменения в развитии общества и накопление жизненного опыта влияют на миросозерцание поэта, в частности на понимание категории свободы).
II.Эволюция темы свободы:
1)«свободою горим»:
а)свобода человека и гражданина («Вольность», 1817 г. — традиции Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества);
б)«свобода Отчизны от самовластья»
(«К Чаадаеву», 1818 г. — служение идеалам свободы, личностное звучание подчеркивается жанром послания);
в)свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой», 1818 г. — первое стихотворение о назначении поэта, заявлена позиция стихотворца: «Свободу лишь учася славить,
...я не рожден царей забавить», возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей);
г) «...нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» (А. С. Пушкин)
(«Деревня», 1819 г. — высказаны политические призывы, близкие декабристам,
двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства дикого»);
2)«одна свобода мой кумир»:
а) романтические идеалы свободы («Узник», 1822 г. — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть
Неволя была, кажется, музою — вдохновительницею нашего времени.
П. А. Вяземский окружающий мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами);
б)«к чему стадам дары свободы?..» («Свободы сеятель пустынный...», 1823 г. — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять ее, написано в стиле евангельской притчи в серьезной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами);
в)«прощай, свободная стихия!..» («К морю», 1824 г. — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя);
г)«и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар», 1828 г. — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-символ носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);
3)«я не хочу печалить вас ничем» («Я вас любил...», 1829 г. — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);
4)«на свете счастья нет, а есть покой и воля» («Пора, мой друг, пора!..», 1834 г. — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);
5)«веленью Божию, о муза, будь послушна»:
а)свобода творческой личности («Из Пиндемонти», 1836 г. — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий счастья и свободы в заня-
тиях творчеством, поэзией);
б)поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», 1836г. — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).
III. Свобода — основополагающее состояние человека и залог максимального раскрытия творческих возможностей и осуществления высших духовных стремлений.
Темы сочинений
1.Гуманизм лирики А. С. Пушкина.
2.Тема памяти в лирике А. С. Пушкина.
3.«И неподкупный голос мой был эхо русского народа. ..»
4.«Любовь и дружество» в лирике А. С. Пушкина.
5.Мир пушкинской поэзии.
6.«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни».
7.Проблема смысла жизни, счастья и долга в романе «Евгений Онегин».
8.В чем трагедия Онегина?
9.Чацкий, Ленский, Онегин.
10.Изображение дворянства и крестьянства в прозе А. С. Пушкина («Капитанская дочка»).
|